В условиях практически неограниченного доступа к информации, приводящего к изменению методической системы обучения информатике, становится актуальным вопрос о научной организации труда (НОТ) учителя. Современный учитель должен осуществлять методически обоснованную разработку учебных курсов и учебных программ, участвовать в профессиональ-ном сообществе педагогов, обмениваясь опытом, что возможно только на основе современных достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.
Один из методов НОТ учителя информатики — технологизация своей деятельности: организационно-методической, педагогической, исследовательской и т.д.
Картотека учителя
Огромное количество интересных фактов из телепередач и газет, касающихся информа-тики и ее преподавания, мы, к сожалению, не можем при необходимости восстановить в памя-ти. Многие учителя собирают интересные материалы, записывая интересные факты, конспек-тируя книги, собирая вырезки из газет, записывая интересные телепередачи на видео и т.д.
Для эффективного использования накопленной информации традиционно учителя ведут картотеку материалов по своему предмету.
Учитель информатики имеет уникальную возможность автоматизировать свой труд по накоплению информационно-методических материалов.
Во-первых, вместо традиционного конспектирования, выписывания и вырезания учитель информатики может отсканировать необходимые материалы и хранить их в электронном виде, что намного удобнее.
Во-вторых, Интернет предоставляет учителю огромные информационные ресурсы. В сети представлены многие журналы компьютерной тематики, электронные версии книг, ресурсы, посвященные различным разделам информатики и методике преподавания информатики, кото-рые можно скопировать и использовать в практической работе.
В-третьих, многие информационные ресурсы продаются или свободно распространяются на CD, выступают в качестве электронных приложений к печатным изданиям — книгам и журналам.
Однако, как известно каждому владельцу компьютера, наступает момент, когда разобраться в содержимом гибких, жестких и лазерных дисков совершенно не представляется возможным.
А.А. Гин предлагает технологию создания картотеки, однако в нашем случае речь должна идти, вероятно, об организации соответствующих каталогов и записи дисков (CD-R и CD-RW) для систематизации и хранения собранной информации.
Пример такой структуры дерева каталогов приведен на рис. 6. Каталог ARHIV содержит два основных подкаталога: BOOK (электронные версии книг) и INF-SREDA, в котором содержится все необходимое программно-методическое обеспечение для преподавания курса ин-форматики.
Рассмотрим каталог INF-SREDA более подробно. В нем содержатся подкаталоги:
- TECH(SOFT) – программное обеспечение, используемое в учебной, учебно-методической, организационно-методической и внеклассной работе и другие.
Дополнительно к этому целесообразно создание базы данных с информацией о содержи-мом жестких дисков компьютера и компакт-дисков.
Иногда одни и те же ресурсы имеет смысл классифицировать по разным основаниям. Например, одно основание — информатика в начальных классах (ps-didakt), а другое — программное обеспечение для начальных классов, например, Роботландия (tech-soft). В таком слу-чае в каталог информационных ресурсов (в приведенном примере — ARHIV) имеет смысл по-местить HTML-файл со ссылками на соответствующие ресурсы. Дублировать информацию не придется.
Заметим, что существуют программные средства, предназначенные для каталогизации и оптимизации хранения информации.
Подготовка темы
Уже говорилось, что планирование проходит в два этапа — сначала тематическое, затем поурочное. При этом подчеркивалось, что тематический план лучше составлять на полугодие или сразу на весь год.
Поурочное планирование лучше выполнять также крупными блоками, планируя не от-дельные уроки, а тему целиком. В этом случае значительно экономится время на подготовку и улучшается ее качество.
Полезно выделять резерв времени (5–10%), который выручает учителя в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал.
Технология планирования
В результате тема в целом запланирована, на листах с соответствующими уроками появились записи. Теперь очередь за подробным планированием отдельных уроков.
И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель, например, опробовать какой-то новый прием. Это главный способ профессионального роста.
Конструктор урока
Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные. Первый персональный компьютер был собран из набора деталей.
Аналогично и для урока можно создать конструктор
Известны основные разделы урока (последовательность пока не столь важна): А. Начало урока. Б. Объяснение нового материала. В. Закрепление, тренировка, отработка умений. Г. Повторение. Д. Контроль. Е. Домашнее задание. Ж.. Конец урока.
Любой из разделов (блоков) урока может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. Эти приемы и будут элементами нашего конструктора.
Пользуясь таблицей «Конструктор урока» (Табл. 14) как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. Например: А2; Б6; В4; Г1; Д6; Д10; Ж4. Что означает: начинаем с игры «Да-нетка»; изучение нового материала проходит по приему «Вопрос к тексту»; закрепление в виде игры-тренинга; на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой; домашнее задание не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога.
Обобщение опыта
Один из важнейших аспектов деятельности успешного педагога — активная научно-методическая деятельность. В первую очередь, эта деятельность касается обобщения и систематизации собственного опыта, проводимых с разными целями: для аттестации, самореализа-ции и самоутверждения, выполнения научного исследования, проведения педагогического экс-перимента и т.д.
Рекомендации по обобщению собственного опыта учителя.