<%@LANGUAGE="JAVASCRIPT" CODEPAGE="1251"%> Untitled Document

Формы контроля

В современной системе контроля используются различные виды проверки и оценки (диагностики) знаний.

С точки зрения выполняемых функций можно выделить следующие формы контроля [136]:

•  констатирующий , целью которого является мониторинг фактического усвоения материала;

•  формирующий , направленный на отслеживание изменений, анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат;

•  корректирующий , нацеленный на исправление выявленных пробелов в знаниях.

А.И. Бочкин различает контроль учителем , товарищем , компьютером , самоконтроль , отмечая особое значение контроля товарищем . Контролирующий учится понимать ход чужой мысли, объяснять то, что знает сам, переводит свое знание во внешнюю речь.

Контроль компьютером « обостряет » ошибки и привлекает к ним внимание, подводя к следующему этапу – самоконтролю. Это высшая и сложная форма контроля. Человек вообще склонен себе доверять, а заодно сохранять самооценку. Умение выполнить самоконтроль, пусть и с помощью компьютера, говорит о высокой степени самостоятельности мышления, рефлек-сии, самокритичности.

Важно также сознавать, что именно контролируется – результат или способ действия. Проще контролируется результат, но за правильным результатом может скрываться ошибка в способе действия. Контроль последнего, конечно, важнее.

С точки зрения временнуго фактора различают следующие формы контроля: предваряющий (входной, исходный, предварительный), текущий, периодический (тематический, этапный, рубежный) и итоговый (экзаменационный).

Предваряющий контроль предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков, а также развития учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы (раздела). Он используется также для вновь прибывших в класс учащихся.

Текущий контроль – систематическая проверка знаний, умений и практических навыков учащихся, осуществляемая, как правило, по ходу обучения и являющаяся элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков, практических действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения те-кущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществ-ляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы.

Периодический контроль – проверка и оценка знаний, осуществляемая после изучения крупных разделов программы или продолжительного времени обучения, учитывающая оценки текущего контроля. Осуществляется в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения, зафиксировать необходимый минимум подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение. Проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание уровня образования). Его виды – зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, переводные и выпускные экзамены.

Hosted by uCoz