%@LANGUAGE="JAVASCRIPT" CODEPAGE="1251"%>
Методы обучения информатике
Метод (от гр. methodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения:
способ деятельности учителя и учащихся;
совокупность приемов работы;
путь, по ко-торому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
система действий учителя и учащихся и т.д.
Согласно И.Я. Лернеру, метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. При этом деятельность учителя, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности школьников, а с другой – сама обусловливает эту деятельность, реализацию закономерностей усвоения и развития.
Большинство педагогов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвя-занной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач образова-тельного процесса. Философы же отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов, а имеются лишь объективные законы. То есть методы имеются в сознании, в сознательной деятельности человека. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В. Копнин). Главная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, – это указание к педагогически целесообразному действию. М.И. Махмутов в методах выделяет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – какими правилами он руководствуется. Таким образом, в этом понятии должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося.
Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).
Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.
Наряду с понятием «метод обучения» в теории и педагогической практике используются понятия «прием обучения», «методический прием». Принято считать, что метод как способ деятельности состоит из приемов или отдельных действий, направленных на решение педаго-гических задач.
Классификация методов обучения
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система общедидактических методов обучения Лернера–Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический ме-тод, исследовательский метод.
По основным компонентам деятельности учителя – система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществле-ния учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблем-ные, индуктивные и дедуктивные самостоятельной работы и работы под руководством препо-давателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы форми-рования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимо-сти учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Частнодидактические методы обучения
По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников и др.): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
По степени взаимодействия учителя и учащихся : изложение, беседа, самостоятельная работа;
В зависимости от конкретных дидактических задач (Б. П. Есипов): подготовка к вос-приятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, срав-нительный, обобщающий, классификационный;
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
Выбор форм и методов обучения
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оп-тимального для данных условий его применения, составляет важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание (А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и другие).
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
соответствие целям и задачам обучения, воспитания и развития;
соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, воз-можность наглядного представления материала и т.д.);
соответствие реальным учебным возможностям учащихся класса: возрастным (физиче-ским, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности, сте-пень владения информационными и коммуникационными технологиями), особенностям класса;
соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения , наличие электронных и печатных учебно-методических материалов) и отве-денному времени для обучения;
эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.);
соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, отношения с классом, предшествую-щий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).
Цель урока всегда согласуется с возможностями средств для ее достижения, а к ним от-носятся содержание и методы обучения. Но при различном содержании методы могут быть разными, поэтому при их выборе учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для учащихся.
Форму урока учитель может выбрать по своему усмотрению: или групповую, или в па-рах, или фронтальную. Заметим только, что организация групповой работы, дающей хорошие результаты, требует формирования соответствующих навыков у учащихся.
При выборе фронтальной формы обучения условием продуктивной деятельности класса является учет того, что урок – это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ.
При этом часть урока предназначена для работы за компьютером, которая в значительной мере индивидуальна. В этой работе учитель выступает в роли консультанта, и если ученику нужна помощь, он ее всегда должен получить от учителя.
На уроках информатики компьютер – не только объект изучения, но и средство обучения, средство организации познавательной деятельности. Педагогические программные средства в сочетании с традиционными печатными материалами помогают учителю приблизиться к инди-видуальному обучению, что наиболее эффективно в условиях преподавания на персональных ЭВМ. Независимо от типа компьютера и уровня знаний учащегося, учитель информатики мо-жет и должен найти для каждого ребенка сферу применения своих интересов и способностей.