Средства обучения информатике

Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются средства обучения. Многие ученые (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.С. Назарова, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др.) подчеркивают, что, хотя средства обучения не оказывают решающего влияния на конечные результаты процесса образования, тем не менее, обогащая используемые методы, они содействуют эффективности обучения и развития учащихся. Правильно подобран-ные и умело включенные в систему применяемых учителем методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию многих принципов дидактики.
Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников, которые представляют собой материальные и идеальные объекты, вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.
В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания (учебники, учебно-методические пособия, справочники), дискеты с учебной информацией, за-писи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, дидактические материалы, а также слово преподавателя [18].
Существуют различные классификации средств обучения. Часто используется следую-щая классификация: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.

В состав внешней информационной среды мы включаем школьную информационную среду (организационно-методическая среда, медиатека и т.д.) и социальные информационные технологии (ресурсы сети Интернет, средства массовой информации и т.д.).
Дидактические функции средств обучения [72]:

  1. компенсаторная (облегчение процесса обучения за счет уменьшения затрат сил и вре-мени обучаемого);
  2. адаптивная (поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, со-ответствие содержания учебного материала возрастным особенностям учащихся и т.д.);
  3. информативная (передача необходимой для обучения информации);
  4. интегративная (рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом);
  5. мотивационная (побуждение познавательного интереса);
  6. инструментальная (обеспечение деятельности учащихся и педагога: организация де-монстраций, наблюдения, эксперимента, самостоятельной работы, проверки и коррекции зна-ний и т.д.);
  7. интерактивная (взаимодействие учащегося с используемым средством обучения и на-личие обратной связи).

Заметим, что названные функции в наибольшей степени реализуются в условиях применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Методика подготовки урока с использованием средств обучения (Л.П. Прессман):
а)   анализ целей урока, его содержания и логики изучения материала;
б)   выделение главных элементов, которые должны быть усвоены учащимися;
в)   разбиение учебного материала на структурно-смысловые блоки, определение их взаимосвязи с ранее изученным; выявление блоков, при изучении которых необходимо использование средств обучения;
г)   отбор или создание необходимых средств обучения;
д)   определение роли и места средств обучения, а также методов и приемов организации познавательной деятельности учащихся с их использованием.
По нашему мнению, предложенный алгоритм должен быть составной частью поурочного планирования (см. п. 4.2.2).
Система средств обучения информатике
Отсутствие комплексного подхода к проблеме использования компьютера в учебных це-лях, недооценка вышеперечисленных факторов, а также того, что применение компьютера в отрыве от других средств обучения, вне специализированного кабинета, не может привести к позитивным сдвигам в области повышения эффективности процесса обучения, повлекло рас-пространение практики использования компьютера в качестве средства, предназначенного для «латания прорех» традиционной методики обучения.
Такое «усеченное» представление о возможном использовании СНИТ и, в частности, компьютера в учебных целях дискредитирует саму идею информатизации образования. Кроме того, работа за компьютером связана с высоким эмоциональным напряжением, которое не всегда и не каждому может быть полезно.
Учитывая вышеизложенное, компьютер следует рассматривать как компонент системы средств обучения курсу информатики, ориентированной на использование СНИТ [52].
Характерной чертой учебного процесса, осуществляемого с применением системы средств обучения, использующей СНИТ, является, во-первых, то обстоятельство, что процессы передачи информации и управления в этой системе осуществляются с помощью СНИТ и, в ча-стности, с помощью компьютера; во-вторых, непременное условие - включение в систему средств обучения компонентов, обеспечивающих предметность деятельности, ее практическую направленность.

Цель использования дополнительного учебного оборудования:

  1. вооружение учащихся инструментом исследования окружающей действительности, с помощью которого можно - изучать развитие процессов, протекающих в реальной жизни;
  2. создавать модели изучаемых реальных процессов; исследовать их при изменяющихся внешних условиях; прогнозировать их развитие;
  3. осуществлять с помощью ПЭВМ проверку достоверности прогноза;
  4. предоставление учащимся возможности регистрации, сбора и накопления информации о некотором природном процессе и ее обработки для дальнейших выводов и обобщений;
  5. автоматизация процесса обработки результатов школьного эксперимента (лабораторного и демонстрационного).

Таким образом, система средств обучения курса информатики может осуществлять поддержку процесса преподавания курса, обеспечивать демонстрацию возможностей современных ЭВМ, способствовать формированию культуры учебной деятельности и информационной культуры учащихся.
Программное обеспечение курса информатики и вычислительной техники, со своей стороны, должно быть ориентировано на:

    Средства обучения и кабинет информатики

    Кабинет информатики вместе с системой средств обучения образует единую комплекс-ную среду, которая позволяет учителю достигать поставленные цели обучения. Перечень ос-новных компонентов системы средств обучения информатике в школе включает [37]:

    1. программно-методическое обеспечение преподавания информатики;
    2. объектно-ориентированные программные системы для формирования культуры учеб-ной деятельности (текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графи-ческие системы);
    3. средства обучения, функционирующие на базе СНИТ (учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные конструкторы; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее час-тей и устройств и т.д.);
    4. средства телекоммуникаций;
    5. традиционные средства обучения.

    Рассмотрим возможности технических и материальных средств обучения, представлен-ных в кабинете информатики.

    Компьютерная сеть кабинета информатики современное средство организации учебной деятельности, предоставляющее в совместное и одновременное пользование учителю и учащимся различного рода ресурсы (информационные, программные и аппаратные).

    Под локальной вычислительной сетью (ЛВС) понимают совместное подключение нескольких компьютерных рабочих мест (рабочих станций) к единому каналу передачи данных, при котором пользователи получают возможность обмениваться информацией, одновременно использовать программы и данные, находясь на своих рабочих местах.
    Посредством ЛВС пользователи персональных компьютеров, расположенных на удален-ных рабочих местах, могут совместно использовать оборудование, программное обеспечение и информацию. Ликвидируются ограничения, наложенные пространственным разделением рабочих мест.

    Материальные средства обучения
    В состав материальных средств обучения входят макеты, муляжи, модели, приборы и оборудование.
    В обучении информатике их роль не так значительна, как в обучении другим школьным дисциплинам, однако при изучении ряда тем курса информатики материальные средства могут оказать существенную помощь учителю. Такими средствами являются:

    1. учебные роботы, управляемые ЭВМ;
    2. электронные конструкторы;
    3. модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей и устройств;
    4. отдельные комплектующие современного компьютера, используемые как наглядные средства (материнская плата, процессор, различные накопители и носители информации, моду-ли памяти и т.д.);
    5. вычислительные средства – предшественники компьютера, представленные, например, в экспозиции школьного музея вычислительной техники при кабинете информатики (счеты, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор и т.п., устаревшие модели вычислитель-ной техники и т.д.).

    В зависимости от поставленных учителем задач, названные средства могут использоваться как демонстрационный или раздаточный материал, методы работы с ними – наблюдение и лабораторный эксперимент.
    В целях повышения наглядности материальных средств некоторые из них могут быть представлены в разобранном виде, в разрезе и т.д.

    . Программное обеспечение курса информатики

    Программное обеспечение (ПО) является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования кабинета информатики.
    Нормативные документы [37, 92] и другие рекомендуют кабинет информатики оснащать набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов. Не вдаваясь в теоретические дискуссии относительно используемой в нормативных документах терминологии, приведем ее в соответствие с терминологией, приня-той в большинстве современных учебников информатики (Табл. 20).
    Как отмечается в документе «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования» [92], функциональное назначение средств вычислитель-ной техники и программного обеспечения в сфере образования начинает рассматриваться во все более широком диапазоне применений:
    •     как средство обучения при изучении общеобразовательных и специальных предметов и при профессиональной подготовке;

    1. для обеспечения функционирования информационных сетей (как локальных, так и рас-пределенных) и телекоммуникаций;
    2. для формирования у учащихся основ информационной культуры, выработки умений и навыков практической работы на ЭВМ и с современными прикладными программами;
    3. для автоматизации делопроизводства и ведения документации внутри учебных заведе-ний и в системе управления образованием;
    4. для организации и проведения учебно-исследовательских работ на основе информаци-онных и коммуникационных технологий и мультимедийных средств;
    5. для обеспечения автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики;
    6. для автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента, управле-ния учебным, демонстрационным оборудованием;
    7. для разработки педагогического программного обеспечения и обеспечения связанных с этим научно-исследовательских работ.

     

     

    Hosted by uCoz