Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются средства обучения. Многие ученые (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.С. Назарова, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др.) подчеркивают, что, хотя средства обучения не оказывают решающего влияния на конечные результаты процесса образования, тем не менее, обогащая используемые методы, они содействуют эффективности обучения и развития учащихся. Правильно подобран-ные и умело включенные в систему применяемых учителем методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию многих принципов дидактики.
Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников, которые представляют собой материальные и идеальные объекты, вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.
В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания (учебники, учебно-методические пособия, справочники), дискеты с учебной информацией, за-писи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, дидактические материалы, а также слово преподавателя [18].
Существуют различные классификации средств обучения. Часто используется следую-щая классификация: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.
В состав внешней информационной среды мы включаем школьную информационную среду (организационно-методическая среда, медиатека и т.д.) и социальные информационные технологии (ресурсы сети Интернет, средства массовой информации и т.д.).
Дидактические функции средств обучения [72]:
Заметим, что названные функции в наибольшей степени реализуются в условиях применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Методика подготовки урока с использованием средств обучения (Л.П. Прессман):
а) анализ целей урока, его содержания и логики изучения материала;
б) выделение главных элементов, которые должны быть усвоены учащимися;
в) разбиение учебного материала на структурно-смысловые блоки, определение их взаимосвязи с ранее изученным; выявление блоков, при изучении которых необходимо использование средств обучения;
г) отбор или создание необходимых средств обучения;
д) определение роли и места средств обучения, а также методов и приемов организации познавательной деятельности учащихся с их использованием.
По нашему мнению, предложенный алгоритм должен быть составной частью поурочного планирования (см. п. 4.2.2).
Система средств обучения информатике
Отсутствие комплексного подхода к проблеме использования компьютера в учебных це-лях, недооценка вышеперечисленных факторов, а также того, что применение компьютера в отрыве от других средств обучения, вне специализированного кабинета, не может привести к позитивным сдвигам в области повышения эффективности процесса обучения, повлекло рас-пространение практики использования компьютера в качестве средства, предназначенного для «латания прорех» традиционной методики обучения.
Такое «усеченное» представление о возможном использовании СНИТ и, в частности, компьютера в учебных целях дискредитирует саму идею информатизации образования. Кроме того, работа за компьютером связана с высоким эмоциональным напряжением, которое не всегда и не каждому может быть полезно.
Учитывая вышеизложенное, компьютер следует рассматривать как компонент системы средств обучения курсу информатики, ориентированной на использование СНИТ [52].
Характерной чертой учебного процесса, осуществляемого с применением системы средств обучения, использующей СНИТ, является, во-первых, то обстоятельство, что процессы передачи информации и управления в этой системе осуществляются с помощью СНИТ и, в ча-стности, с помощью компьютера; во-вторых, непременное условие - включение в систему средств обучения компонентов, обеспечивающих предметность деятельности, ее практическую направленность.
Цель использования дополнительного учебного оборудования:
Таким образом, система средств обучения курса информатики может осуществлять поддержку процесса преподавания курса, обеспечивать демонстрацию возможностей современных ЭВМ, способствовать формированию культуры учебной деятельности и информационной культуры учащихся.
Программное обеспечение курса информатики и вычислительной техники, со своей стороны, должно быть ориентировано на:
Кабинет информатики вместе с системой средств обучения образует единую комплекс-ную среду, которая позволяет учителю достигать поставленные цели обучения. Перечень ос-новных компонентов системы средств обучения информатике в школе включает [37]:
Рассмотрим возможности технических и материальных средств обучения, представлен-ных в кабинете информатики.
Компьютерная сеть кабинета информатики – современное средство организации учебной деятельности, предоставляющее в совместное и одновременное пользование учителю и учащимся различного рода ресурсы (информационные, программные и аппаратные).
Под локальной вычислительной сетью (ЛВС) понимают совместное подключение нескольких компьютерных рабочих мест (рабочих станций) к единому каналу передачи данных, при котором пользователи получают возможность обмениваться информацией, одновременно использовать программы и данные, находясь на своих рабочих местах.
Посредством ЛВС пользователи персональных компьютеров, расположенных на удален-ных рабочих местах, могут совместно использовать оборудование, программное обеспечение и информацию. Ликвидируются ограничения, наложенные пространственным разделением рабочих мест.
Материальные средства обучения
В состав материальных средств обучения входят макеты, муляжи, модели, приборы и оборудование.
В обучении информатике их роль не так значительна, как в обучении другим школьным дисциплинам, однако при изучении ряда тем курса информатики материальные средства могут оказать существенную помощь учителю. Такими средствами являются:
В зависимости от поставленных учителем задач, названные средства могут использоваться как демонстрационный или раздаточный материал, методы работы с ними – наблюдение и лабораторный эксперимент.
В целях повышения наглядности материальных средств некоторые из них могут быть представлены в разобранном виде, в разрезе и т.д.
Программное обеспечение (ПО) является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования кабинета информатики.
Нормативные документы [37, 92] и другие рекомендуют кабинет информатики оснащать набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов. Не вдаваясь в теоретические дискуссии относительно используемой в нормативных документах терминологии, приведем ее в соответствие с терминологией, приня-той в большинстве современных учебников информатики (Табл. 20).
Как отмечается в документе «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования» [92], функциональное назначение средств вычислитель-ной техники и программного обеспечения в сфере образования начинает рассматриваться во все более широком диапазоне применений:
• как средство обучения при изучении общеобразовательных и специальных предметов и при профессиональной подготовке;