%@LANGUAGE="JAVASCRIPT" CODEPAGE="1251"%>
Активное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности общества затронуло и систему образования. Существует мнение, что для того, чтобы подготовить людей к жизни в информационном обществе, нужно их обучать, ис-пользуя технологии этого нового общества.
Появление компьютера и ИКТ в школе привело к изменению взаимоотношений основных субъектов образования — учителя и ученика. Ученик теперь имеет относительную свобо-ду, то есть может являться инициатором обмена информацией в пределах разработанных пра-вил, оставаясь в рамках необходимого информационного пространства.
В связи с распространением технологий компьютерного обучения, использующих интерактивные педагогические средства, которые берут на себя все больше и больше педагогиче-ских функций, среди специалистов возникают дискуссии о возможных изменениях роли и обя-занностей учителя. При этом на уроке в компьютерном классе учитель выступает уже не в роли рассказчика, а становится для своих учеников скорее консультантом и инструктором.
Обучающие компьютерные программы породили еще одну систему «общения» в режиме диалога — «компьютер-ученик». Обучение в интерактивном режиме, при котором обучаемый взаимодействует с компьютером без вмешательства учителя продолжительное время — это и есть принципиально новая форма обучения. Хорошие обучающие программы, несмотря на из-вестные ограничения, обеспечивают индивидуальный подход к обучаемому, но не могут заме-нить человеческого общения.
Появление гипертекстовых технологий, предлагающих учащемуся широкий спектр маршрутов обучения, является новым этапом использования компьютера в обучении, в связи с чем наблюдается тенденция перехода от управления познавательной деятельностью обучаемого к самоуправлению познанием.
В современных условиях роль учителя информатики заключается не только в обучении своему предмету, но и во внедрении ИКТ в предметное обучение и помощи преподавателям-предметникам в подготовке и проведении уроков с использованием компьютерной техники. Уроки в компьютерном классе могут быть яркими, интересными, запоминающимися. По мнению ряда специалистов, информационные технологии обучения позволяют повысить эффек-тивность занятий и объективность контроля знаний учащихся.
Существующие опасения, что информационные технологии приведут к дегуманизации образования, вряд ли имеют реальную основу, более того: учителя, которые уже проводили уроки в компьютерных классах знают, насколько дети увлекаются работой с компьютером, ка-кой восторг их охватывает при получении требуемых результатов, и основная сложность за-ключается в том, чтобы вовремя закончить такой урок. Бытующие опасения, что техника вы-теснит учителей, также беспочвенны, напротив, информационные технологии не заменят и не обесценят таланта учителей, их творческих способностей.
При работе ученика с компьютером за учителем все равно остается ведущая роль в процессе обучения, так как у него больше знаний и опыта — теперь он организатор учебного про-цесса, консультант, эксперт. Учитель вырабатывает правила организации среды общения и обучения, но он уже не единственный инициатор обмена информацией: он может менять мето-дические подходы и формы общения в зависимости от учебной ситуации. Его задача заключается в формировании адекватной среды общения.
Компьютерные технологии создают условия для новых подходов к общению и сотрудничеству, для которых характерен режим диалога учителя и ученика. Компьютер и педагогические программные средства помогают учителю совершенствовать стиль работы, принимая на себя многие рутинные функции (тренаж, тестовый контроль и т.п.) и оставляя учителю наиболее творческие, истинно человеческие задачи обучения, воспитания и развития. А в таких важных компонентах учебно-воспитательного процесса, как ведение дискуссии, поощрение рассуждений, поддержание дисциплины, выбор необходимого уровня детализации при объяснении материала для различных учащихся учитель еще долго (если не всегда) будет делать значительно лучше компьютера. Не говоря уже о том, что компьютер никогда не заменит личностного общения учителя с учеником и родителями.
«Равнодействующая всех мнений вполне устойчиво сводится к главному тезису: ведущая роль учителя сохраняется и в условиях компьютерного обучения, а роль компьютера во всех случаях остается в том, чтобы быть надежным и дружественным помощником учителя и ученика» [51], методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.
Подводя итог, хочется сказать, что центральная роль в компьютеризации учебного процесса принадлежит учителю информатики, поэтому он нуждается в постоянной информации о новейших достижениях, в обмене опытом, в улучшении материальной базы преподавания.